Введение системы обязательного лекарственного страхования в 2013 году
Только так, по мнению экспертов, можно решить проблему низкой доступности граждан к лечению с помощью современных эффективных лекарств. Главным инструментом в системе лекарственного обеспечения должно стать возмещение значительной части стоимости медпрепарата. Таким образом, предъявляя в аптеке рецепт на лекарство, пациент сможет рассчитывать на существенную скидку к цене медикамента.
Еще в 2008 году Владимир Путин предложил разработать систему лекарственного страхования, при которой россиянам будет частично компенсироваться стоимость приобретенных лекарств. Фонд обязательного медицинского страхования подготовил концепцию, суть которой заключалась в том, что все граждане с полисами ОМС смогли бы оплачивать в аптеке только половину от стоимости лекарств, приобретенных ими по рецепту, а остальная часть покрывалась бы за счет иных, в том числе государственных средств. Различные модели лекарственного страхования предлагали разные экономические институты, однако, ни одна из них поддержки у государства за три года так и не нашла. По мнению представителя Минздравсоцразвития Дианы Михайловой, система обязательного лекарственного страхования появится не ранее 2013г.
В настоящее время в России, по оценкам различных экспертных организаций, до 80% пациентов приобретают лекарства на собственные средства. Граждане, имеющие низкий и средний доходы, не могут позволить себе лечение с помощью современных, как правило, дорогих препаратов. В результате, согласно опросу ВЦИОМ, каждый пятый россиянин вынужден отказываться от покупки нужных лекарств.
«В идеале введение системы лекарственного страхования должно решить проблему низкой доступности граждан к эффективным инновационным лекарствам,— говорит эксперт, директор Национальной дистрибьюторской компании Настасья Иванова.— Такие системы сегодня успешно работают в большинстве стран Западной Европы, а также в США. В России ситуация обратная. Государство гарантирует некоторые бесплатные лекарства в ЛПУ, а также финансирует социальные программы, обеспечивающие препаратами чуть более 4 млн человек. Введение лекстраха может решить эту проблему: пациенты получат возможность приобретать препараты, оплатив лишь часть их стоимости». Последнее утверждение действительно, но при соблюдении ряда условий. Например, расходы на инновационные препараты при наличии аналогичных дженериков возмещаться, скорее всего, не будут.
В настоящее время в России существуют программы лекарственного обеспечения льготных категорий граждан (ОНЛС (ДЛО) и ВЗН), в рамках которых обслуживается порядка 4,3 млн человек. Именно в таком виде у нас существует лекарственное страхование, которым пользуются льготники – не более 3% населения. К примеру, в Европе в течение многих лет работают полноценные системы лекарственного страхования. Так, во Франции компенсация выплачивается аптекам прямо из казны (100% стоимости дорогостоящих лекарств, 65% стоимости обычных лекарств и 35% стоимости лекарств, не являющихся необходимыми). В Германии система государственного медицинского страхования охватывает 90% населения и компенсирует порядка 90% лекарств, приобретаемых застрахованными гражданами. Похожие системы существуют в других странах Западной Европы. Даже в менее благополучных государствах восточной части континента государством компенсируется от 38% (Польша) до 57% (Венгрия) стоимости лекарств.
По мнению большинства экспертов, лекарственное страхование в России необходимо встраивать в систему ОМС, это основной путь по повышению доступности медикаментов для рядовых граждан. Однако, запуск такой системы – вопрос, который может занять не один год. Кроме того, необходимо провести апробацию программы в ряде крупных субъектов РФ. Одним из таких регионов может стать Кировская область, губернатор которой на днях сообщил о том, что в 2012 году планируется разработать «пилотный» проект лекарственного страхования жителей региона. Правда, лишь через два-три года после запуска можно будет делать выводы о том, как расходуются средства, выделяемые на лекарственное страхование.
Система лекарственного возмещения, по мнению эксперта Елены Поповой, станет также хорошим стимулом для внедрения на устаревших российских производствах мирового стандарта качества GMP. Сейчас, по данным Минздравсоцразвития за 2010 год, из 400 фармпроизводителей, только 30 соответствуют стандарту GMP (7,5%). Кроме того, введение системы соплатежей в рамках лекарственного страхования, как отмечено на примере стран ЕС, также дисциплинирует и рационализирует назначение врачами и потребление лекарств пациентами.
Единственный минус подобных программ, как уже предлагаемых страховыми компаниями (лекарственное страхование как опция к полису ДМС), так и той, что может реализовать государство на базе полиса ОМС – лишь в том, что для покупки лекарства надо будет каждый раз получать рецепт от врача. Правда, этот минус можно частично расценивать и как плюс, поскольку он снизит процент самолечения, от которого, по данным специалистов, ежегодно умирает до 60 тыс. россиян. По данным соцопросов, до 68% россиян предпочитают лечиться самостоятельно, при этом смертность от неправильного употребления лекарств занимает пятое место, уступая лишь самым распространенным заболеваниям.
Однако, даже в случае положительного решения на уровне правительства эксперты сомневаются в том, что национальная система лекарственного страхования может появиться в России в ближайшие годы. Редактор портала Pharm-MedExpert.Ru Иван Данилов считает, что «с введением системы лекстраха на правительство лягут новые многомиллиардные расходы, груз новых социальных обязательств может оказаться тяжелым бременем для отечественной экономики». Настасья Иванова отмечает, что «в случае, если российская фармпромышленность будет развиваться так, как это заложено в Стратегии «Фарма-2020» при соблюдении заложенного в нее финансирования, условия для реализации такого масштабного проекта будут созданы не раньше 2015-2020 гг.»
Внедрение системы лекарственного страхования подразумевает первостепенную роль государства как основного потребителя и плательщика, а также законодателя. Однако, на сегодняшний день законодательной базы и отлаженных механизмов лекарственного страхования в нашей стране не существует. Это серьезная проблема – государственным институтам пора переходить от разговоров о лекарственном страховании к его внедрению. Потери, связанные с отсутствием этой системы, значительны, в первую очередь, в социальной сфере.
Еще в 2008 году Владимир Путин предложил разработать систему лекарственного страхования, при которой россиянам будет частично компенсироваться стоимость приобретенных лекарств. Фонд обязательного медицинского страхования подготовил концепцию, суть которой заключалась в том, что все граждане с полисами ОМС смогли бы оплачивать в аптеке только половину от стоимости лекарств, приобретенных ими по рецепту, а остальная часть покрывалась бы за счет иных, в том числе государственных средств. Различные модели лекарственного страхования предлагали разные экономические институты, однако, ни одна из них поддержки у государства за три года так и не нашла. По мнению представителя Минздравсоцразвития Дианы Михайловой, система обязательного лекарственного страхования появится не ранее 2013г.
В настоящее время в России, по оценкам различных экспертных организаций, до 80% пациентов приобретают лекарства на собственные средства. Граждане, имеющие низкий и средний доходы, не могут позволить себе лечение с помощью современных, как правило, дорогих препаратов. В результате, согласно опросу ВЦИОМ, каждый пятый россиянин вынужден отказываться от покупки нужных лекарств.
«В идеале введение системы лекарственного страхования должно решить проблему низкой доступности граждан к эффективным инновационным лекарствам,— говорит эксперт, директор Национальной дистрибьюторской компании Настасья Иванова.— Такие системы сегодня успешно работают в большинстве стран Западной Европы, а также в США. В России ситуация обратная. Государство гарантирует некоторые бесплатные лекарства в ЛПУ, а также финансирует социальные программы, обеспечивающие препаратами чуть более 4 млн человек. Введение лекстраха может решить эту проблему: пациенты получат возможность приобретать препараты, оплатив лишь часть их стоимости». Последнее утверждение действительно, но при соблюдении ряда условий. Например, расходы на инновационные препараты при наличии аналогичных дженериков возмещаться, скорее всего, не будут.
В настоящее время в России существуют программы лекарственного обеспечения льготных категорий граждан (ОНЛС (ДЛО) и ВЗН), в рамках которых обслуживается порядка 4,3 млн человек. Именно в таком виде у нас существует лекарственное страхование, которым пользуются льготники – не более 3% населения. К примеру, в Европе в течение многих лет работают полноценные системы лекарственного страхования. Так, во Франции компенсация выплачивается аптекам прямо из казны (100% стоимости дорогостоящих лекарств, 65% стоимости обычных лекарств и 35% стоимости лекарств, не являющихся необходимыми). В Германии система государственного медицинского страхования охватывает 90% населения и компенсирует порядка 90% лекарств, приобретаемых застрахованными гражданами. Похожие системы существуют в других странах Западной Европы. Даже в менее благополучных государствах восточной части континента государством компенсируется от 38% (Польша) до 57% (Венгрия) стоимости лекарств.
По мнению большинства экспертов, лекарственное страхование в России необходимо встраивать в систему ОМС, это основной путь по повышению доступности медикаментов для рядовых граждан. Однако, запуск такой системы – вопрос, который может занять не один год. Кроме того, необходимо провести апробацию программы в ряде крупных субъектов РФ. Одним из таких регионов может стать Кировская область, губернатор которой на днях сообщил о том, что в 2012 году планируется разработать «пилотный» проект лекарственного страхования жителей региона. Правда, лишь через два-три года после запуска можно будет делать выводы о том, как расходуются средства, выделяемые на лекарственное страхование.
Система лекарственного возмещения, по мнению эксперта Елены Поповой, станет также хорошим стимулом для внедрения на устаревших российских производствах мирового стандарта качества GMP. Сейчас, по данным Минздравсоцразвития за 2010 год, из 400 фармпроизводителей, только 30 соответствуют стандарту GMP (7,5%). Кроме того, введение системы соплатежей в рамках лекарственного страхования, как отмечено на примере стран ЕС, также дисциплинирует и рационализирует назначение врачами и потребление лекарств пациентами.
Единственный минус подобных программ, как уже предлагаемых страховыми компаниями (лекарственное страхование как опция к полису ДМС), так и той, что может реализовать государство на базе полиса ОМС – лишь в том, что для покупки лекарства надо будет каждый раз получать рецепт от врача. Правда, этот минус можно частично расценивать и как плюс, поскольку он снизит процент самолечения, от которого, по данным специалистов, ежегодно умирает до 60 тыс. россиян. По данным соцопросов, до 68% россиян предпочитают лечиться самостоятельно, при этом смертность от неправильного употребления лекарств занимает пятое место, уступая лишь самым распространенным заболеваниям.
Однако, даже в случае положительного решения на уровне правительства эксперты сомневаются в том, что национальная система лекарственного страхования может появиться в России в ближайшие годы. Редактор портала Pharm-MedExpert.Ru Иван Данилов считает, что «с введением системы лекстраха на правительство лягут новые многомиллиардные расходы, груз новых социальных обязательств может оказаться тяжелым бременем для отечественной экономики». Настасья Иванова отмечает, что «в случае, если российская фармпромышленность будет развиваться так, как это заложено в Стратегии «Фарма-2020» при соблюдении заложенного в нее финансирования, условия для реализации такого масштабного проекта будут созданы не раньше 2015-2020 гг.»
Внедрение системы лекарственного страхования подразумевает первостепенную роль государства как основного потребителя и плательщика, а также законодателя. Однако, на сегодняшний день законодательной базы и отлаженных механизмов лекарственного страхования в нашей стране не существует. Это серьезная проблема – государственным институтам пора переходить от разговоров о лекарственном страховании к его внедрению. Потери, связанные с отсутствием этой системы, значительны, в первую очередь, в социальной сфере.